Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

среда, августа 12, 2009

О «скучной» и «однообразной» музыке.

В течение последней недели я размышлял над жалобами танцоров на «скучность» и «однообразность» музыки. Естественно, большинство жалующихся пинает разные песни, зачастую вступая в противоречие друг с другом. Обычно этот факт является основой для иронии над недовольными. Но сейчас я решил попробовать разобраться в вопросе с несколько другой стороны, ведь, кстати, кроме многократно поднимавшихся в блоге обсуждений клубной музыки, похожие отзывы можно услышать от нетанцующих посетителей бальных конкурсов по европейской программе.

Хорошо известно, что в отличие от рядовых танцоров, которые приходят на вечеринки сами, музыка на вечеринки сама собой не попадает. Будучи написана авторами, песня изначально оценивается исполняющей группой, после этого оценивается продюсером группы (т.е. обычно весьма компетентным слушателем), также материал рассматривается выпускающим лейблом, критиками различных музыкальных изданий, аудиофилами (выкладывающими её в сеть), и, наконец, диджеями, приносящими музыку в клуб. И не надо быть профессиональным математиком, чтобы почувствовать, что вероятность того, что ВСЕ эти люди ошибаются ОДНОВРЕМЕННО, очень невелика. Так откуда же растут ноги у жалоб?

Наиболее обоснованной выглядит версия непонимания. Например, если Вы слушаете китайца, рассказывающего анекдот на его родном языке, которым Вы не владеете, то едва ли окончание рассказа будет сопровождаться Вашим смехом. За исключением, естественно, случаев, когда рассказчик – Ваш начальник, или других подобных... В контексе этой заметки я предполагаю, что непонимание музыки в клубе приводит к её восприятию как скучной. Попробуем разобраться, что конкретно может вызывать этот эффект.

Незажигательность.
Частенько, особенно от новичков, доводится слышать о том, что им нравится, когда музыка зажигательная. Оставаясь в стороне от определения этого термина и его связи с термином «попсовая», попробуем провести такую аналогию: обед, например, редко бывает зажигательным. Почему так? Ну, как минимум, потому, что обед бывает каждый день, и ничего экстраординарного в его процессе нету. Однако, обед вполне может быть очень вкусным, вследствие высокого качества приготовления.

Когда мы говорим о танцах и музыке, то должны признать, что для людей, которые танцуют помногу, ничего экстраординарного ни в музыке, ни в танце нету. Это достаточно привычные, неплохо изученные со всех сторон вещи, от которых не ожидается сюрпризов. Однако если и музыка, и танец оказываются высокого качества приготовления, то они, как и качественный обед, доставляют. И весьма.

В качестве примера приведу невероятно «скучную» песню Chino Nunez - Homenaje Al Bailador, которая, тем не менее, вместе с одноимённым альбомом находится на самой верхней строчке в списке рекомендаций Хенри Ноулза (очень известного диджея из Нью-Йорка) и вошла в сборник Siempre Salsa (2005) от авторитетного издания Latin Beat Magazine.
И, я вам скажу, эта песня зажигает весьма и весьма, хотя для понимания того, что именно в ней зажигает, надо послушать её внимательно не раз и не два, а также потанцевать.

Другой пример: Bobby Rodriguez y La Compania - What Happened. Это песня другого сорта: тут не пахнет никакими разбрызгиваняими можорами, и группа всей своей игрой отрицает даже намёки на зажигательность. Да и чего зажигать то? Песня про то, что автора нашли пьяным в канаве... И играть им это не две минуты, а шесть с половиной. Так куда рваться и зачем лететь? Куда лучше дать танцорам прочувствовать каждый удар и каждую ноту. Если у них есть для этого уши, конечно! ;-)

Нетерпение.
Несмотря на изложенное в предыдущем пункте, в целом понятно, что музыка на латиноамериканской дискотеке должна бы иметь определенный заряд зажигательности, а расслабленные треки, по крайней мере, - не доминировать.
Но кто резко стартует, тот часто спотыкается. Песни, зажигающие с первых, нот обычно и приедаются довольно скоро. И музыканты, и продюсеры об этом хорошо знают. И вполне нормальным является, что яркая и харизматичная во второй половине композиция начинается весьма спокойно.

Как я уже писал ранее, большинство танцоров, и даже те, кто с трудом отличает кроссбодилид от копы, твёрдо уверены, что уж в музыке они понимают, а точнее – отличить хорошую песню от плохой вполне в состоянии. Что же происходит, когда эти люди слышат, композицию, которая «медленно запрягает»? Да они её просто бракуют на десятой секунде! Как вариант – выходят танцевать на второй половине, и жалуются, то песня коротка слишком.

Примеры в данном случае почти классические: El Gran Combo - Gotas De Lluvia. На рижском фесте эта песня была встречена всеобщим воодушевлением, и на танцполе быстро оказались заняты даже дальние углы. В минском Альке под неё идут в бар за пивом. Что теряют эти люди? Естественно, возможность развивать танец вместе с развитием песни. И выглядит весьма иронично, если как раз те, кто хочет нескучной музыки, её же и пропускает.
Другой пример Jimmy Bosch – Otra Oportunidad. В первой части «запрягает» и лишь во второй - зажигает. Песня известна в диджейской компании тем, что во время летнего феста в Минске в 2008-ом была уверенно записана в соны Хорхе Камагуэем. По первой части, естественно.

Насыщенность и сложность.
Когда мы танцуем, то обычно выбираем в музыке самостоятельно те ритмические и мелодические линии, которые хотели бы слышать, и на которые опираемся в танце. Поэтому оказывается естественным, что если в миксе много инструментов, и они берут много разных нот или делают много различных ударов, то вычленить оттуда простые танцевальные рисунки нетренированному уху сложновато. Из-за чего вполне логично, что голова предпочитает не напрягаться над анализом и обдумыванием, а вынести вердикт: «Сплошная каша, а не музыка». Хороший пример такого рассуждения Maiami Jam - Ran Kan Kan (Remixed By AHTOLLIKA). Особенно качественно оркестр «мутит воду» где-то со второй-третьей минуты, когда на фоне солиста остальные музыканты слегка импровизируют. И уж тут ничего не остаётся танцору как либо тренировать слух и мозг, либо идти курить.

Насыщенность композиции делает сложным поимку ушами ритмического рисунка, однако не отрицает его существования. С другой стороны, нередки случаи, когда нужного рисунка в миксе просто нет, или же он есть, но не доминирует. Танцевать под несуществующий ритм, как и под не доминирующий, странно со стороны и тяжело внутри пары. Ситуацию усугубляют обычно еще и мосты/ломки (бриджи/брейки), которые оказываются частыми гостями в таких песнях. Можно, конечно, сразу забраковать такие дорожки... Но если так браковать всё подряд, так может просто поставить крест на всей дискотеке сразу, и, выбрав пару посимпатичнее, двинуть в бар с прицелом на автерпати? При этом можно даже не задумываться, что песня кроме категории сложных может быть еще и в категории «медленно запрягаюих», и более внимательные будут с удовольствием танцевать пока другие ругают диджеев сидя. Пример: Curet Alonso - Eres La Mulata.

Скорость.
Скорость, без сомнения, является любимым параметром для жалоб и ругания. «Просто это каждый способен понять!» - как пела когда-то группа «Дискотека Авария». При этом, что довольно любопытно, несмотря на то, что скорость прекрасно поддаётся измерению, редкий критик решится сказать, сколько именно бпм ему/ей на самом деле надо для счастья. Шикарной фразой на эту тему отметился Barmaley. После памятного «Медляк-пати» он заметил мне, что я ставлю то так быстро, что танцевать невозможно, то так медленно, что танцевать невозможно. В чем же причина этих двух явлений? Я люблю иногда пошутить, что, мол, если не успеваешь в 220бпм, то слабак и немужык. Но, если уж говорить серьёзно, то 220 не та цифра, при которой молодому здоровому человеку есть повод жаловаться, что не готово тело. На самом деле не готов мозг. То есть, мозг не осознаёт, что под 220 уже не пройдут шаги того размера, какого их делали под 190, а также не пройдёт часть хореографии медленного типа. Аналогичное рассуждение можно провести и о песнях медленнее 170, под которые народ начинает переходить на ча-ча-ча. Последнее, естественно, происходит оттого, что мозг не понимает, чем именно заполнить паузы на 4 и 8, которые на таком темпе музыки уже оказываются пугающе большими. Когда мозг привыкает адаптировать танец к музыке, то любая скорость в промежутке 160-230 оказывается вполне приемлемой. Если же мозг требует пойти к диджею и попросить его/её адаптировать музыку под танец, то тут уже начинаются сложности, поскольку какую песню не возьми, оказывается то слишком быстро, то слишком медленно.
Примеры быстрых и медленных песен можно посмотреть в хитпараде (все цифы в посте умножать на 2).

Неформат.
Как уже говорилось во введении, серьёзное сомнение вызывает сама по себе идея существования полностью плохих песен. Но никакого сомнения не вызывает то, что песня может не соответствовать формату вечеринки, например по причине отсутствия в ней ритмов/мелодий, необходимых для заявленных танцев. Естественно, чтобы уверенно чувствовать себя под неформат, требуется либо серьёзный опыт в различных танцах и хорошо тренированный слух, либо полный пофигизм по отношению к музыке.

К счастью в Минске достаточно дискотек, где нужный формат играет почти непрерывно. Рассказы о вечеринках, где звучит 3-4 сальсы за час, воспринимаются скорее, как страшная сказка, чем как элемент суровой реальности.

Резюме.
Как видим, довольно легко удаётся выделить не отдельные песни, но целые категории, которые при недостаточном понимании могут казаться скучными и нетанцевальными. Ситуацию усугубляет то, что частенько по этим категориям можно рассовать половину, а то и две трети песен типовой сальсатеки. То есть музыка в клубах сложная, особенно - для новичков и начинающих. Наличие определенно числа жалоб на музыку показывает, что прослушивания танцорами того материала, который проигрывается на уроках, просто недостаточно для комфортного танца в клубах. Данную ситуацию на начальном этапе, как мне кажется, можно разрешить и без унылых занятий музыкальной теорией. Для тех танцоров «на 2», кто хочет повысить своё понимание и позитивность по отношению к музыке, я хочу порекомендовать 4 альбома:
La Excelencia - Salsa Con Conciencia
New Swing Sextet - Back On The Streets
Manny Oquendo Y Conjunto Libre - Mejor Que Nunca
The Latin Giants Of Jazz - ¡Ven Baila Conmigo!
Поступить с ними надо следующим образом: их надо слушать до тех пор, пока все без исключения песни в них не начнут нравиться. И рекомендую включать погромче - процесс пойдёт быстрее. С помощью такого вот самозомбирования Вы, с большой долей вероятности, сможете сами разобраться и в том, почему другие люди считают эту музыку и зажигательной, и разнообразной, и весьма танцевальной. Если же после месяца непрерывного прослушивания просветления так и не наступит, то, возможно, имеет смысл задуматься над тем, а не имела ли места «ошибка дверью» при выборе стиля танца или посещаемых дискотек. На самом деле такое случается нередко. Я лично знаю, например, как сальсеров, которым нужно было идти на бальные танцы, так и бальников, которым следовало предпочесть клубняк. Тем не менее, базовые навыки понимания и восприятия музыки получить может практически каждый.

5 коммент.:

Анонимный комментирует...

Насчет рекомендации хорошенько послушать эти 4 альбома - в самую точку. Вообще много слушать музыки - хорошая рекомендация. Но именно эти 4 альбома отличаются тем, что:

во-первых, в них просто нет плохих, неудачных песен. Частенько исполнители записывают 2-3 удачные песни, и дополняют диск либо своими старыми песнями, либо какой-то неудачной ботвой. Например, "А Million" Джимми Боша;

во-вторых, сами песни очень разнообразные. А то многие ансамбли и исполнители на одном альбоме звучат как 7 вариаций одного и того же мотива. Например, Sabor y Control, конечно, жжот неплохо, но все песни в альбоме Chuchillo En Los Ochos похожи одна на другую;

в-третьих, именно в этих альбомах - самая современная и чистая в своем жанре музыка на сегодняшний день. При всем уважении к Salsa Celtica и Conjunto Massalia, их музыка все же окрашена по-своему, и слушателю, находящемуся на этапе ознакомления с сальсой, "правильной" сальсой, равняться на них как на эталон нельзя.

AHTOLLIKA комментирует...

Вау! Не думал, что доживу до момента, когда придётся признать, что Анонимус разбирается в музыке... :-))

Анонимный,
спасибо за замечательно дополняющий тему комментарий. Укажу только на одну деталь:

>>записывают 2-3 удачные песни, и дополняют диск либо своими старыми песнями, либо какой-то неудачной ботвой. Например, "А Million" Джимми Боша
В данном конкретном альбоме под маской "неудачной ботвы" на самом деле скрываются несколько очень качественных джазовых пьесс. Естественно, они не разу не дискотечного характера, но не танцем же единым жизнь прекрасна!

Анонимный комментирует...

мне тут один знакомый, который немного разбирается в сальсе порекомендовал перевести текст Otra Oportunidad. А ведь некоторые, наверное, не только танцевали под нее, но еще и радостно улыбались......

Nancy комментирует...

Анонимный, вы, наверное, слова перевели только в первой части, и точно так же как Антошка пишет про то, что многие танцоры бракуют песню, которая начинается "не зажигательно", судите о всей песне по первому куплету. А ведь песня не про смерть, а про другое.

AHTOLLIKA комментирует...

Знаешь Анонимный, мне кажется, что даже без перевода не самый улыбательный характер Otra Oportunidad не поймает лишь человек, с уровнем чувственности, надёжно эквивалентным уровню чувственности кирпича. Тем не менее из-за разного менталитета всё таки могут быть и различные шаблоны восприятия. Например, год назад на «Энергии» немножко общался с Орвилем и Сабриной. Играла La Excelencia – Sentencia, весьма популярная у нас тогда. Им она тоже вроде нравилось. Когда я сказал, что в песне речь идёт про парня, которого повязали за связь с несовершеннолетней, Сабрина широченно улыбнулась и сказала: «Oh, that’s SO SWEET!!!» А Орвиль активно поддержал её киванием. ;-)

Кроме того, перевод текста далеко не всегда передаёт характер песни, ведь в зависимости от интонации одно и то же слово может быть воспринято как в прямом, так и в переносном, а иногда – даже в обратном исходному смысле. Было бы прикольно кстати усторить опрос на тему: «а уместно ли по-вашему улыбаться под?...» И список песен приложить.