Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

пятница, июля 16, 2010

Импровизация: рецепты

... по заявке.

Некоторое время назад в теме заявок попросили написать про импровизацию на уровне четырёхлетнего любителя сальсы. Для меня это было весьма забавно, поскольку после четырёх лет танцевания сам я мог бы говорить про импровизацию часами! Наверное, речь бы началась с избитого штампа про то, что лучшая импровизация – есть хорошенько подготовленная дома импровизация. Далее я скорее всего бы продолжал набором схем, построений и прочей, весьма косвенно относящейся к делу, мишурой. Сейчас, определённо, я знаю об импровизации намного больше, а вот сказать об этом считаю нужным намного меньше.

Основа импровизации
Лучшее понимание импровизации мне дали бальные танцы. Когда месяцами (а некоторые - и годами) работают одну и ту же связку, то появляется ясное чувство разницы между понятиями «пройти хореографию» и «станцевать хореографию». И как в одну реку не войти дважды, так и одну связку станцевать дважды невозможно. Это разнообразие лежит на трёх китах: другая музыка, другой партнёр(ша) и другой сам(а) субъект. И никакое разучивание схем и связок не даст вашей импровизации столько, сколько внимание к музыке, к своей паре и к себе самому (самой).

Если вы танцуете салсо, то, чтобы прочувствовать этот принцип, можно сделать простое упражнение: целую песню танцуйте только кроссбодилид и правый/левый поворот. Поначалу, естественно, будет неуютно, такая хореография будет как бы жать. Но со временем станет ясно, как именно получается, что поворот повороту - рознь. Это основа импровизации: варьирование характера.

Схемы и связки
Теперь про варьирование хореографии, т.е. как менять местами фигурки.
Меня часто спрашивают, как перестать танцевать связки. Ответить на этот вопрос мне трудновато, поскольку сам я связки не учил никогда. Я всегда учил отдельные элементы и фигуры, а соединения появлялись на вечеринках. Поначалу мозг в голове от этого, конечно, закипает. Но, поверьте, потом оказывается, что оно того стоит.

Когда мы начали работать над сальсовым шоу, мне хотелось использовать часть движений потом и на дискотеке тоже, поскольку они были живыми и забавными. Но соединения с показательных плохо ложатся на дискотечную манеру исполнения, поэтому, при заучивании кусочков я учил их задом наперёд, то есть, стыкуя последнюю фигуру с предпоследней, предпредпоследней и так далее. В результате я мог начинать этот кусочек не только с первой, а с любой фигуры, и, более того, к концу кусочка уверенность нарастала, поскольку концовка повторялась наибольшее количество раз.

Как сделать, чтобы ваша пара поверила в вашу импровизацию?
Это как бы больше для парней. Часто случается, что особенно незнакомые партнёрши не хотят импровизации. Им важнее как бы сохранить лицо, что ли? Они будут рады, если вы с ними пройдёте связку с прошлого занятия и еще одну с позапрошлого. И желательно - дважды. :-) Как добиться от такой партнёрши веры в вас и вашу способность уйти от штампов?
Во-первых, не обманите её. Вы действительно должны быть способны это сделать, а не просто попытаться.
Во-вторых, используйте паузы и задержки. Простойте в позе лишний такт, или добавьте посреди связки основной шажок. И используйте это время для налаживания невербального контакта с вашей дамой. При правильном применении вы получите пару дополнительных очков доверия.
И, в-третьих, следите за музыкой. Попытайтесь поймать своим танцем яркие моменты (дудки, сбивки и т.д.) и передать их партнёрше. За это вы получите пару очков уважения.
После этого можно начинать попробовать и незнакомые ей фигуры.

Поток сознания
В хорошо станцованных парах возможен такой тип импровизации, который я называю чистым потоком танцевального сознания. Имеется ввиду создание прямо на танцполе сложных «узлов» и соединений, не знакомых ни партнёру, ни партнёрше. Чтобы прийти к этому, надо быть супер внимательным к своей паре, пытаться понять куда она хочет или стремится дальше пойти и вести/следовать туда. Если вы будете делать это «сухо», то получится «симуляция ведения», но если в каждое такое движение добавлять что-то своё, то танец каждого в отдельности будет сплетаться в одно целое. ИМХО, танцор-интеллектуал именно этим способом может получить наивысшее удовольствие от парного танца*. И именно так были созданы некоторые мои лучшие сложные узлы. Хотя если говорить о количестве, то тут, конечно, домашний анализ и конспект будут вне конкуренции.

Как осуществить?
Одной идейной готовности к импровизации, естественно, недостаточно. Необходимо также быть готовым физически. И с механической точки зрения импровизация опирается на ведение. Ведение же не есть что-то потустороннее. Есть несколько систем того, как это делается. Обычно есть центр, из которого всё происходит. Также имеются каналы передачи информации. Например, можно использовать верхний центр и плечи/локти, или нижний центр плюс лопатки. В целом, ИМХО, для хорошей импровизации нужно владеть минимум парой разных систем. Владеющие же только одной зачастую видят свою пару очень односторонне и не могут раскрыть её. Ну и тем джентльменам, которые тренируются у преподавателей-дам, наверное, имеет смысл выучить две другие системы, а первую - держать про запас для патнёрш-новичков.

Как набрать хореографию?
Не всякая хореография подходит для импровизации. К примеру, часть фигур из показательных выступлений для клубов не подходит. Кроме того, со временем хореография становится более индивидуальной: начинает включать стилевые особенности и личное восприятие. ВАЖНО не оставлять этот процесс на самотёк, иначе однажды можно зайти в тупик и оказаться не в состоянии добавлять в свой запас новые фигуры. Мне лично помогло записывание идей на бумаге. Но большинство людей не очень усидчивы в анализе. Для тех, кто хочет попробовать разобраться, могу порекомендовать посмотреть австралийский видос «100 Salsa Moves». Он примитивен, но даёт неплохой старт для начала самостоятельного анализа импровизационной хореографии, поскольку авторы предлагают много коротеньких кусочков из простых движений, и по ним можно понять, как одно переходит в другое. Если с самостоятельным анализом не складывается, то надо искать деньги на подходящего педагога, который в вас поверит и согласится с вами работать.

Некоторое резюме
Я постарался в каждом пункте дать по маленькому рецепту того, как импровизировать и как с помощью импровизации развить свой танец. Однако, тут куда проще понять, чем сделать. Надеюсь, что среди читателей найдутся те (или хотя бы та/тот), кто решится и сделает. Это требует сил и времени, но в итоге оно того стоит.



---------------------------------------
* это одна из основных причин для меня, чтобы танцевать именно «на два».

3 коммент.:

Polina_Kozlova комментирует...

нет слов, одни чувства

Анонимный комментирует...

Присоединяюсь к Полине. Пост очень понравился. Я вообще считаю, что предложения по делу всегда лучше самой хорошей критики. И еще всегда чувствуется, когда предложения исходят от человека, знающего предмет "определённо... намного больше" и пропустившего их через себя.
Пусть информация не поможет мне сделать, но хотя бы за понять - спасибо.
Mr_Panda

Polina_Kozlova комментирует...

Mr_Panda, вы уже мой новый любимый партнёр :)...