В связи с (обойдёмся тут без эпитетов) отменой сальсатеки в Альке у меня появилось свободное время для размышлений и небольшого танцевального креатива. Покреативить было решено над изоляциями под лёгкий хипхоп. Вопрос актуальный, поскольку навыки изоляции тебуют регулярной тренировки (иначе - зарастает) и хотелось бы сделать эту тренировку рациональной. Например, вот во время разминки, наверное, все делают круг грудной клеткой в плоскости, параллельной полу. Ну так пусть поднимут руки те, кто использует (и использует регулярно!) этот самый круг в танцах! Такая же штука происходит и с некоторыми другими упражнениями. Тем временем моё общее впечатление от разминок или тематических занятий с разными специалистами сводится к тому, что предлагаются либо банальные вещи, которые мне уже без пользы, либо довольно сложные элементы, которые я не в состоянии повторить или без подготовки или даже вообще в принципе. А хотелось бы иметь комплекс средней сложности минут на пятнадцать-двадцать, который бы можно было спокойно делать два-три раза в день.
В итоге после некоторого количества проб и ошибок (последние, вполне возможно, еще остались) сложился следующий взгляд.
Голова-шея.
Некто Пшемек Верешчински говорит, что голова играет одну из главных ролей в построении гармоничного движения. А некто Джеф Хёрн даже снял целый учебный видео-фильм про использование веса головы в танце с демонстрацией какого-то :-) Мирко Гозолли. А где в первую очередь аукаются недоработки в голове и шее обычному земному танцору? На ум приходят повороты, прыжки и свеи. Во свех этих случаях важно продолжение линии позвоночника, в то время, как на разминках мы частенько имеем широкие круговые движения и наклоны, что является упражнением неплохим, но не суперактуальным для практики.
Мне оказалось наиболее удобным использовать просто растяжение и сжатие шеи в обычном вертикальном положении головы со вниманием к горизотнальному положению подбородка. Это простое упражнение точно повторяет желаемое действие головы в прыжках и частично - в движениях со свеем. Для того чтобы лучше прочувствовать это движение, я дополняю его перемещениями головы параллельно полу в стороны или по кругу.
Плечи.
Когда-то в школе танца нас учили, что плечи надо опустить максимально вниз для визуального подчеркивания фигуры и осанки. Естественно, для тех, кто научился контролировать лопатки, плечи уже не обязаны давить строго вниз, а частенько используются для всяких оформительских целей. Есть много разных плечевых движений, но я для себя выбрал такую комбинацию: при руке, вытянутой в сторону и параллельной полу, делаются круговые движения плечом так, чтобы
а) точка среднего пальца оставалась на месте, или
б) рука двигалась вместе с плечом строго параллельно полу.
Эти два упражнения можно делать с разным положением руки или двух рук вместе (напр. левая - вверх, правая - вперёд), но это уже скорее для координации, а не изоляции.
Грудная клетка.
Грудная частенько используется для подчеркивания резких ударов в музыке, а также для создания движений с привкусом интимности в закрытой позиции в паре. Первое - несколько сложнее физически. Кроме того, несмотря на популярное мнение о том, что грудью можно двигать вперёд-назад и вправо-влево, по факту есть еще и движение вверх-вниз. Именно этот вариант в сочетании с вперёд-назад для меня, кажется, более полезен в тренировочных целях. На 8 счетов логично делать вверх, вперёд, вниз и назад по два раза с возвратом в центр. Со временем надеюсь перейти на эти же движения по четыре раза. На те же 8 счетов, естественно!
Кстати, есть интересный способ увеличить акцентированность упражнений на грудную клетку. Нужно стать в дверной проём, и поднятые руки положить локтями на стороны дверной рамы. Таким образом удаётся хорошо прочувствовать зафиксированы ли на самом деле плечи, и насколько амплитудно работает на самом деле грудь.
Живот.
Ну то есть пузо. :-)
Пузо нам очень важно как источник баунсовых движений, источник (иногда) движений с проскальзыванием стоп по полу и движений с контракцией. Кроме того важно уметь изолировать живот от бытия ценром тонуса тела. Т.е. чтобы если резко сжимаешь пресс, то при этом не напрягались руки и наоборот. Кстати, тренировать надо как мышцы пресса спереди, так и боковые мышцы. Вторые, хоть и не сильно заметны, играют важную роль в создании гармоничного парного движения.
На самом деле, на мой взгляд, наиболее удачным упражнением на живот выглядит банальный самба-виск. Но его трудно делать вне тренировочного зала хотя бы потому, что футворк просит танцевальной обуви. А таскать танцевальные тапки, скажем, на работу, чтобы в обеденный перерыв сделать пять минут висков, выглядит не очень рациональным. Поэтому более логично включить в комплекс упражнений просто банальное сокращение преса, но строго под музыку, например в каждый удар в течении четырёх-пяти минут без остановки.
Сделать аналогичное боковыми мышцами в отличие от фронтальных пока не удаётся, так что надо бы попробовать придумать что-то еще.
Попа.
Все взрослые люди в курсе, что попа может двигаться вперёд-назад, как бы огибая по дуге снизу соответствующие кости. Мы используем этот манёвр для выравнивания оси позвоночника. Но не часто обращается внимание на то, что двигаться вперёд-назад может не только попа целиком, но и каждое полупопие по отдельности. В таком варианте это выглядит удобным для подчеркивания резких моментов музыки, аналогично грудной клетке. Развивать в теле эту изоляцию можно двигась в ритм ча-ча-ча. Например, на три полусчета делаются удары вперёд-назад-вперёд одной стороной, а на целые счеты - всей попой целиком дважды в одну и ту же сторону.
При работе над этой изоляцией очень важно следить, чтобы работала именно попа, а не колени. Иначе всё напрасно.
Бёдра.
Круговое движение попой вокруг оси тела.
Убедиться что попа "выключена", а колени прямые.
Колени.
Здесь нет особого смысла расписывать, поскольку обычно коленям и так уделяется много внимания на любых тренировках. Наиболее часто используемое изолированное движение колена - это разгиб из мягкого положения в прямое. Оно встречается в двух ситуациях: когда ноги вместе или когда ноги расставлены. Последнее, правда, отрицается тем техническим течением бальников, которые танцуют кукарачу на прямых ногах... Но для остальных людей от этого ничего не меняется. :-) Защелкивание коленей в каждый счёт в этих двух положениях выглядит хорошим упражнением. Если вы делаете его правильно, то "попа должна телепаться" (с) Наташа Панина. В дополнение к этому упражнению можно делать коленный ролл, если, конечно, вы не планируете прожить долгую жизнь и проходить всю эту жизнь на собственных коленях. :-)
Стопы
Тренировка изоляции работы стоп важна для того, чтобы ноги хорошо выглядели и легко перемещались. Частенько зажатость в ногах объясняется тем, что стопы не успевают прийти в правильное положение для приёма веса. Кроме того, с недоработаными направлениями стоп танцор выгладит печально на фотографиях даже самых мастеровитых фотографов. Поэтому не знаю, как другие, а я становлюсь по первой и, двигая ногами по очереди, через ролеве перехожу во вторую позицию с носками вовнутрь, потом во вторую-наружу, потом снова во вторую-вовнутрь и заканчиваю в первой через ролеве. На всё уходит 8 счётов. Удобно бомбить в быструю музыку. Можно даже делать в общественных местах, но, конечно, без ролеве.
Кстати, рекомендуемая иногда лунная походка кажется мне неудачным упражнением для изоляции стоп, поскольку не работает с поворотом стопы в сторону.
Резюме.
Ну вот, цели выбраны и упражнения составлены. Теперь надо бы составить звуковую дорожку минут на 20 с нужными для каждого из упражнений ритмами, записать её на телефон, и тренироваться до полного просветления. :-)
Нет - монологу, да - диалогу!
Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки
Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com
Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки
понедельник, сентября 21, 2009
Политика блестящей изоляции
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
24 коммент.:
Антон, этот комплекс ты составил лично для себя, как танцора развивающего в себе уровень танцевания сальсы И спортивных танцев? нас сколько % он адаптирован для сальсы и спортивных танцев?
Можно ли считать этот комплекс универсальным рецептом от буратинизма для всех или он индивидуален только к твоим ТТХ?
В целом, все записи с ярлыком "техника" есть по сути мой взгляд на моё собственное тело и на его поведение в танце. Эти посты пишутся с целью поделиться взглядами и (в идеале) обменяться мнениями с людьми, дозревшими в танцевальном плане до анализа собственной техники и техники вообще.
Именно с этих позиций нелогично считать изложенное комплексом. Ведь я описал не весь комплекс, но только его важные моменты, которые редко обсуждаются публично. Я стараюсь писать новые идеи и мысли, оставив обсуждение старых и известных школам танцев. :-)
Далее. Подходит ли это для всех? Определённо, нет. Приведённые упражнения далеко не простые, и требуют некоторой и физической, и интеллектуальной подготовки.
И наконец:
>>...универсальным рецептом от буратинизма ...
Анонимный, мне кажется, что работа над изоляцией - это не борьба с буратинизмом. У сальсеров для этого в лексиконе есть забавное слово "пластика", под которое пихают значения, кто в какое горазд.
Но я сторонник называния вещей своими именами. И развитие изоляции есть, по сути, раскрытие новых горизонтов для тела по возможности движения. По этой причине она востребована всеми танцевальными направлениями (не только клубняком или балрумом!) А с буратинизмом борятся другими методами. ;-)
Интересные упражнения. Может,у тебя где-то в блокнотиках завалялся и набор для отличного сбора центра или что-нибудь такое?(для танцоров,страдающих от множества степеней свободы частей тела)))
Про изоляцию:
для других стилей можно живот и др.части ещё поделить.Если бы это было нужно.Для сальсы и бальных ,наверно,этого достаточно.
Анастасия.
>>набор для отличного сбора центра
В самом простейшем случае используют вращения и волны. Первые - чтобы стабилизировать построение корпуса, вторые - чтобы изоляции работали слаженно и скоординированно.
Попробуй, например, волну из руки в руку или из ноги в руку разделить на штук 8 кусочков, а потом собрать её обратно.
Волны вообще хорошее упражнение для вклучение в систему свежеразработанных изоляций. Первое, во что я включаю новые изоляшки, это волны. Потом они уже легко включаются и в остальное. Главное удержаться и не тащить волны на танцпол, а то какое-то дурацкое "море волнуется" получается. :-)
Кстати, а ты слыхала, опытные теоретеги считают, что "центров" хм... больше одного? Ну там - верхний и нижний и т.д.
Тебе что именно собрать хочется? Если не трудно - то на примере пожалуйста.
>>для танцоров,страдающих от множества степеней свободы частей тела
А зачем страдать?
Наслаждайся ими! :-))
>>для других стилей можно живот и др.части ещё поделить.Если бы это было нужно.Для сальсы и бальных ,наверно,этого достаточно.
Дело в том, что у меня, как танцующего мужскую партию, живот всегда закрыт одеждой. Потому я его рассматриваю как инструмент передачи движения между верхом и низом или хм... как центр для баунса. Соответственно, изоляционные упражнения, которые я делаю на животе, направлены как раз на развитие этих его свойств.
У тех, кто танцует с открытым животом, наверное, будут другие предпочтения, независимо о того, какой танец они танцуют. То есть, например, мягкое круглое пузико под коротким топиком - явно не предел мечтаний ни для бальницы, ни для сальсеры.
"... и каждое полупопие по отдельности"
Ещё бывает верхнее,нижнее полупопие и подпопка!
(наисерьёзнейший коммент от Анастасии.)
"волну из руки в руку или из ноги в руку разделить на штук 8 кусочков, а потом собрать её обратно" - отлично вырабатывает "мясо"/ровный тонус/.
какое-то дурацкое "море волнуется" - иногда это называют женским стилем)
Анастасия.
"Тебе что именно собрать хочется? Если не трудно - то на примере пожалуйста."
1.ВООБЩЕ.
«Собрать» тело так, что "управление полётом" идёт из корпуса и всегда под контролем.(отсюда «вытекает» возможность регулирования высоты «центра»,баланс). Придумываю и интересуюсь упражнениями, развивающими способность быстро переключиться в режим «сбора».
2.ВЕРХНИЙ.
Нижний центр у меня часто тяжелее верхнего. Значит – я поиске упр на сбор верхнего.
>>способность быстро переключиться в режим «сбора»
С точки зрения именно быстрого сбора, логичнее всего использовать повороты. Если банальный шаг+поворот для тебя уже пройденный этам (как я предполагаю), то попробуй шаг+двойной поворот. Еще как вариант - делай кукарачу, но на третьем счёте не приставляй ногу, а переходи на неё с поворотом или с двумя. При этом не забывай, чтио есть два возможных направления для поворота.
>>Нижний центр у меня часто тяжелее верхнего.
Хм...
А зеркало что показывает? Может он и должен быть тяжелее?
Кста, может у тебя просто много тонуса в бёдрах? Пробовала упражнения на их расслабление?
"делай кукарачу, но на третьем счёте не приставляй ногу, а переходи на неё с поворотом или с двумя. При этом не забывай, чтио есть два возможных направления для поворота."
Не приставка,а сразу на поворот...Интересно.Прямо сейчас пойду в зал и займусь этим.Уточни,плз,вид поворота.
А что мешает попробовать оба варианта поворота? (наружу и вовнутрь относительно опорной ноги)
Кста, идея упражнения определённо за fiji-the-cat. Только в её интерпретации это выглядело как плие с переходом из первой во вторую плюс возврат в первую через шене.
Но ИМХО для твоего вопроса вариант с кукарачей выглядит логичнее, поскольку я более чем уверен, что ты используешь технику со смешением верхнего центра с оси во время кукарачи. Поворот же заставит тебя этот центр собирать и возвращать на ось. И возвращать - быстро.
Только рекомендую делать под музыку или метроном.
А что мешает попробовать оба варианта поворота? (наружу и вовнутрь относительно опорной ноги)
Попробовала.И эти и другие. Ну,там,спиральный,спот,обычный со скручиванием корпуса с выходом в кукарачу,с выходом в свободную 2ю.Неплохо сочетается с желанием сохранить эластичную собранность корпуса.
Пируэты и шене не совсем подходят для того "сбора" который чувствую мне нужен.Потому что делаются "шкафчиком".Подходит всё,где корпус скручивается перед следующим шагом.А ещё обычные шаги вперёд.Особенно если резко менять направления.
"Кста, может у тебя просто много тонуса в бёдрах? Пробовала упражнения на их расслабление?"
Да,у преподавателя из Голландии мы бедра расслабляли),ну и танец живота.Напиши,Антон,свои варианты этих упражнений,буду признательна.И также то ,как определяешь степень лишнего тонуса в бёдрах.
Такие штуки уже едва поддаются вербализации. Тут смотреть надо.
Самая лучшая вещь для сбора центров и выстраивания корпуса - это классическая хореография. Ролеве, прыжочки (эшапе, шанжма-де-пье). Потом ролеве из 4, 2, 5 позиции, нога на пассе и стоять. И шане, шане, шане...
FIJI
Классическая хореография - основа танца. Когда занимаешься бальными,добавляются некоторые ..мм нюансы.Вот и развлекаешься-ищешь инд.для себя что-нибудь ситуативно,анализируешь личные ощущения,устраняешь "затыки". Ищешь "новые идеи и мысли, оставив обсуждение старых и известных школам танцев".
Анастасия.
>>Классическая хореография - основа танца.
И как же миллионы людей тогда танцуют без неё?
Антошка,меня так научили.А как танцуют миллионы я не в курсе.
Анастасия.
Хореография основа красивой европейской гимнастики. Которую называют танцем. Основной прикол в том, что эта система убивает в людях любовь к танцам, заменяя ее спортивными лозунгами.
А миллионы танцуют то, что у них сейчас на сердце. Криво, но танцуют.
Но, к счастью, не у всех из них хватает самоуверенности, чтобы не замечать этой кривизны. И эти люди рано или поздно приходят к классике или её заменителю.
Даже Чумка пригласил в ШВК вести занятия артиста балета. То, что он подписал эти занятия в расписании загадочным словом "джаз-модерн", никак не меняет сути.
Хочу сказать про это вот:
"...система убивает в людях любовь к танцам".
Вы путаете систему и пед.подход.Любые танцевальные системы придуманы умными людьми для того,чтобы "всё получилось" быстрее и меньшей кровью.Хотя зачастую у балетных проявляется жёсткий подход (удовольствие - на последнем месте).
Всё зависит от педагога.Лично я против садистских практик.Для меня важнее,чтобы педагог
1.не мешал
и только
2.помогал."
Не всякий пед.может увидеть индивидуальное-неповторимое в ученике и помочь ему развиваться.В Минске хватает всяких "учителей". Понимаю почему бывает,что ученик не может оценить какой-либо стиль танца или систему по достоинству.Это из-за преподов,а не из-за систем.
Анастасия.
Любопытно то, как в твоих взглядах сочетаются:
>>танцевальные системы придуманы умными людьми для того,чтобы "всё получилось"
с
>>Это из-за преподов,а не из-за систем.
Тебе не кажется, что ты просто "нашла стрелочника"? Обвинить преподов и закрыть вопрос легко. Но разве преподающие люди не подобны изобретателям систем? Они ведь тоже хотят, чтобы всё получилось. И, за известным исключением, стараются этого добиться.
Тебе не кажется, что в данном случае имеет место просто такое рассуждение: у человека нет ни сил, ни средств, ни времени на занятия, и, чтобы в этом себе и другим не признаваться, в качестве психологической самозащиты, человек всё валит на систему, которая де убивает танец?.. И это удобно: заменить тяжелый многолетний труд на простое умозаключение: мол танцуют не из сердца.
Вы забываете цели, ради которых они трудятся... В большинстве своем, сделать движение лучше своего соперника или победить его технику своей, забывая о танце.
Простой вопрос, какое главное отличие танца от исполнения произвольной программы гимнастами под музыку.
Насчет педагогов согласен.
Да,преподающие люди подобны изобретателям систем.Согласна,что чаще всего встречается "неуспех" ленивого танцора.
В слово "хореография" люди часто всовывают различные смыслы,так же как и в слова :пластика,женский стиль,мужской стиль...
Анастасия.
Отправить комментарий