Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

понедельник, сентября 21, 2009

Политика блестящей изоляции

В связи с (обойдёмся тут без эпитетов) отменой сальсатеки в Альке у меня появилось свободное время для размышлений и небольшого танцевального креатива. Покреативить было решено над изоляциями под лёгкий хипхоп. Вопрос актуальный, поскольку навыки изоляции тебуют регулярной тренировки (иначе - зарастает) и хотелось бы сделать эту тренировку рациональной. Например, вот во время разминки, наверное, все делают круг грудной клеткой в плоскости, параллельной полу. Ну так пусть поднимут руки те, кто использует (и использует регулярно!) этот самый круг в танцах! Такая же штука происходит и с некоторыми другими упражнениями. Тем временем моё общее впечатление от разминок или тематических занятий с разными специалистами сводится к тому, что предлагаются либо банальные вещи, которые мне уже без пользы, либо довольно сложные элементы, которые я не в состоянии повторить или без подготовки или даже вообще в принципе. А хотелось бы иметь комплекс средней сложности минут на пятнадцать-двадцать, который бы можно было спокойно делать два-три раза в день.

В итоге после некоторого количества проб и ошибок (последние, вполне возможно, еще остались) сложился следующий взгляд.

Голова-шея.
Некто Пшемек Верешчински говорит, что голова играет одну из главных ролей в построении гармоничного движения. А некто Джеф Хёрн даже снял целый учебный видео-фильм про использование веса головы в танце с демонстрацией какого-то :-) Мирко Гозолли. А где в первую очередь аукаются недоработки в голове и шее обычному земному танцору? На ум приходят повороты, прыжки и свеи. Во свех этих случаях важно продолжение линии позвоночника, в то время, как на разминках мы частенько имеем широкие круговые движения и наклоны, что является упражнением неплохим, но не суперактуальным для практики.

Мне оказалось наиболее удобным использовать просто растяжение и сжатие шеи в обычном вертикальном положении головы со вниманием к горизотнальному положению подбородка. Это простое упражнение точно повторяет желаемое действие головы в прыжках и частично - в движениях со свеем. Для того чтобы лучше прочувствовать это движение, я дополняю его перемещениями головы параллельно полу в стороны или по кругу.

Плечи.
Когда-то в школе танца нас учили, что плечи надо опустить максимально вниз для визуального подчеркивания фигуры и осанки. Естественно, для тех, кто научился контролировать лопатки, плечи уже не обязаны давить строго вниз, а частенько используются для всяких оформительских целей. Есть много разных плечевых движений, но я для себя выбрал такую комбинацию: при руке, вытянутой в сторону и параллельной полу, делаются круговые движения плечом так, чтобы
а) точка среднего пальца оставалась на месте, или
б) рука двигалась вместе с плечом строго параллельно полу.
Эти два упражнения можно делать с разным положением руки или двух рук вместе (напр. левая - вверх, правая - вперёд), но это уже скорее для координации, а не изоляции.

Грудная клетка.
Грудная частенько используется для подчеркивания резких ударов в музыке, а также для создания движений с привкусом интимности в закрытой позиции в паре. Первое - несколько сложнее физически. Кроме того, несмотря на популярное мнение о том, что грудью можно двигать вперёд-назад и вправо-влево, по факту есть еще и движение вверх-вниз. Именно этот вариант в сочетании с вперёд-назад для меня, кажется, более полезен в тренировочных целях. На 8 счетов логично делать вверх, вперёд, вниз и назад по два раза с возвратом в центр. Со временем надеюсь перейти на эти же движения по четыре раза. На те же 8 счетов, естественно!

Кстати, есть интересный способ увеличить акцентированность упражнений на грудную клетку. Нужно стать в дверной проём, и поднятые руки положить локтями на стороны дверной рамы. Таким образом удаётся хорошо прочувствовать зафиксированы ли на самом деле плечи, и насколько амплитудно работает на самом деле грудь.

Живот.
Ну то есть пузо. :-)
Пузо нам очень важно как источник баунсовых движений, источник (иногда) движений с проскальзыванием стоп по полу и движений с контракцией. Кроме того важно уметь изолировать живот от бытия ценром тонуса тела. Т.е. чтобы если резко сжимаешь пресс, то при этом не напрягались руки и наоборот. Кстати, тренировать надо как мышцы пресса спереди, так и боковые мышцы. Вторые, хоть и не сильно заметны, играют важную роль в создании гармоничного парного движения.

На самом деле, на мой взгляд, наиболее удачным упражнением на живот выглядит банальный самба-виск. Но его трудно делать вне тренировочного зала хотя бы потому, что футворк просит танцевальной обуви. А таскать танцевальные тапки, скажем, на работу, чтобы в обеденный перерыв сделать пять минут висков, выглядит не очень рациональным. Поэтому более логично включить в комплекс упражнений просто банальное сокращение преса, но строго под музыку, например в каждый удар в течении четырёх-пяти минут без остановки.
Сделать аналогичное боковыми мышцами в отличие от фронтальных пока не удаётся, так что надо бы попробовать придумать что-то еще.

Попа.
Все взрослые люди в курсе, что попа может двигаться вперёд-назад, как бы огибая по дуге снизу соответствующие кости. Мы используем этот манёвр для выравнивания оси позвоночника. Но не часто обращается внимание на то, что двигаться вперёд-назад может не только попа целиком, но и каждое полупопие по отдельности. В таком варианте это выглядит удобным для подчеркивания резких моментов музыки, аналогично грудной клетке. Развивать в теле эту изоляцию можно двигась в ритм ча-ча-ча. Например, на три полусчета делаются удары вперёд-назад-вперёд одной стороной, а на целые счеты - всей попой целиком дважды в одну и ту же сторону.

При работе над этой изоляцией очень важно следить, чтобы работала именно попа, а не колени. Иначе всё напрасно.

Бёдра.
Круговое движение попой вокруг оси тела.
Убедиться что попа "выключена", а колени прямые.

Колени.
Здесь нет особого смысла расписывать, поскольку обычно коленям и так уделяется много внимания на любых тренировках. Наиболее часто используемое изолированное движение колена - это разгиб из мягкого положения в прямое. Оно встречается в двух ситуациях: когда ноги вместе или когда ноги расставлены. Последнее, правда, отрицается тем техническим течением бальников, которые танцуют кукарачу на прямых ногах... Но для остальных людей от этого ничего не меняется. :-) Защелкивание коленей в каждый счёт в этих двух положениях выглядит хорошим упражнением. Если вы делаете его правильно, то "попа должна телепаться" (с) Наташа Панина. В дополнение к этому упражнению можно делать коленный ролл, если, конечно, вы не планируете прожить долгую жизнь и проходить всю эту жизнь на собственных коленях. :-)

Стопы
Тренировка изоляции работы стоп важна для того, чтобы ноги хорошо выглядели и легко перемещались. Частенько зажатость в ногах объясняется тем, что стопы не успевают прийти в правильное положение для приёма веса. Кроме того, с недоработаными направлениями стоп танцор выгладит печально на фотографиях даже самых мастеровитых фотографов. Поэтому не знаю, как другие, а я становлюсь по первой и, двигая ногами по очереди, через ролеве перехожу во вторую позицию с носками вовнутрь, потом во вторую-наружу, потом снова во вторую-вовнутрь и заканчиваю в первой через ролеве. На всё уходит 8 счётов. Удобно бомбить в быструю музыку. Можно даже делать в общественных местах, но, конечно, без ролеве.

Кстати, рекомендуемая иногда лунная походка кажется мне неудачным упражнением для изоляции стоп, поскольку не работает с поворотом стопы в сторону.

Резюме.
Ну вот, цели выбраны и упражнения составлены. Теперь надо бы составить звуковую дорожку минут на 20 с нужными для каждого из упражнений ритмами, записать её на телефон, и тренироваться до полного просветления. :-)

24 коммент.:

Анонимный комментирует...

Антон, этот комплекс ты составил лично для себя, как танцора развивающего в себе уровень танцевания сальсы И спортивных танцев? нас сколько % он адаптирован для сальсы и спортивных танцев?

Можно ли считать этот комплекс универсальным рецептом от буратинизма для всех или он индивидуален только к твоим ТТХ?

AHTOLLIKA комментирует...

В целом, все записи с ярлыком "техника" есть по сути мой взгляд на моё собственное тело и на его поведение в танце. Эти посты пишутся с целью поделиться взглядами и (в идеале) обменяться мнениями с людьми, дозревшими в танцевальном плане до анализа собственной техники и техники вообще.

Именно с этих позиций нелогично считать изложенное комплексом. Ведь я описал не весь комплекс, но только его важные моменты, которые редко обсуждаются публично. Я стараюсь писать новые идеи и мысли, оставив обсуждение старых и известных школам танцев. :-)

Далее. Подходит ли это для всех? Определённо, нет. Приведённые упражнения далеко не простые, и требуют некоторой и физической, и интеллектуальной подготовки.

И наконец:
>>...универсальным рецептом от буратинизма ...
Анонимный, мне кажется, что работа над изоляцией - это не борьба с буратинизмом. У сальсеров для этого в лексиконе есть забавное слово "пластика", под которое пихают значения, кто в какое горазд.
Но я сторонник называния вещей своими именами. И развитие изоляции есть, по сути, раскрытие новых горизонтов для тела по возможности движения. По этой причине она востребована всеми танцевальными направлениями (не только клубняком или балрумом!) А с буратинизмом борятся другими методами. ;-)

Анонимный комментирует...

Интересные упражнения. Может,у тебя где-то в блокнотиках завалялся и набор для отличного сбора центра или что-нибудь такое?(для танцоров,страдающих от множества степеней свободы частей тела)))
Про изоляцию:
для других стилей можно живот и др.части ещё поделить.Если бы это было нужно.Для сальсы и бальных ,наверно,этого достаточно.
Анастасия.

AHTOLLIKA комментирует...

>>набор для отличного сбора центра
В самом простейшем случае используют вращения и волны. Первые - чтобы стабилизировать построение корпуса, вторые - чтобы изоляции работали слаженно и скоординированно.
Попробуй, например, волну из руки в руку или из ноги в руку разделить на штук 8 кусочков, а потом собрать её обратно.

Волны вообще хорошее упражнение для вклучение в систему свежеразработанных изоляций. Первое, во что я включаю новые изоляшки, это волны. Потом они уже легко включаются и в остальное. Главное удержаться и не тащить волны на танцпол, а то какое-то дурацкое "море волнуется" получается. :-)

Кстати, а ты слыхала, опытные теоретеги считают, что "центров" хм... больше одного? Ну там - верхний и нижний и т.д.
Тебе что именно собрать хочется? Если не трудно - то на примере пожалуйста.

>>для танцоров,страдающих от множества степеней свободы частей тела
А зачем страдать?
Наслаждайся ими! :-))

>>для других стилей можно живот и др.части ещё поделить.Если бы это было нужно.Для сальсы и бальных ,наверно,этого достаточно.
Дело в том, что у меня, как танцующего мужскую партию, живот всегда закрыт одеждой. Потому я его рассматриваю как инструмент передачи движения между верхом и низом или хм... как центр для баунса. Соответственно, изоляционные упражнения, которые я делаю на животе, направлены как раз на развитие этих его свойств.

У тех, кто танцует с открытым животом, наверное, будут другие предпочтения, независимо о того, какой танец они танцуют. То есть, например, мягкое круглое пузико под коротким топиком - явно не предел мечтаний ни для бальницы, ни для сальсеры.

Анонимный комментирует...

"... и каждое полупопие по отдельности"

Ещё бывает верхнее,нижнее полупопие и подпопка!

(наисерьёзнейший коммент от Анастасии.)

Анонимный комментирует...

"волну из руки в руку или из ноги в руку разделить на штук 8 кусочков, а потом собрать её обратно" - отлично вырабатывает "мясо"/ровный тонус/.


какое-то дурацкое "море волнуется" - иногда это называют женским стилем)

Анастасия.

Анонимный комментирует...

"Тебе что именно собрать хочется? Если не трудно - то на примере пожалуйста."

1.ВООБЩЕ.
«Собрать» тело так, что "управление полётом" идёт из корпуса и всегда под контролем.(отсюда «вытекает» возможность регулирования высоты «центра»,баланс). Придумываю и интересуюсь упражнениями, развивающими способность быстро переключиться в режим «сбора».
2.ВЕРХНИЙ.
Нижний центр у меня часто тяжелее верхнего. Значит – я поиске упр на сбор верхнего.

AHTOLLIKA комментирует...

>>способность быстро переключиться в режим «сбора»
С точки зрения именно быстрого сбора, логичнее всего использовать повороты. Если банальный шаг+поворот для тебя уже пройденный этам (как я предполагаю), то попробуй шаг+двойной поворот. Еще как вариант - делай кукарачу, но на третьем счёте не приставляй ногу, а переходи на неё с поворотом или с двумя. При этом не забывай, чтио есть два возможных направления для поворота.

>>Нижний центр у меня часто тяжелее верхнего.
Хм...
А зеркало что показывает? Может он и должен быть тяжелее?
Кста, может у тебя просто много тонуса в бёдрах? Пробовала упражнения на их расслабление?

Анонимный комментирует...

"делай кукарачу, но на третьем счёте не приставляй ногу, а переходи на неё с поворотом или с двумя. При этом не забывай, чтио есть два возможных направления для поворота."

Не приставка,а сразу на поворот...Интересно.Прямо сейчас пойду в зал и займусь этим.Уточни,плз,вид поворота.

AHTOLLIKA комментирует...

А что мешает попробовать оба варианта поворота? (наружу и вовнутрь относительно опорной ноги)

Кста, идея упражнения определённо за fiji-the-cat. Только в её интерпретации это выглядело как плие с переходом из первой во вторую плюс возврат в первую через шене.
Но ИМХО для твоего вопроса вариант с кукарачей выглядит логичнее, поскольку я более чем уверен, что ты используешь технику со смешением верхнего центра с оси во время кукарачи. Поворот же заставит тебя этот центр собирать и возвращать на ось. И возвращать - быстро.

Только рекомендую делать под музыку или метроном.

Анонимный комментирует...

А что мешает попробовать оба варианта поворота? (наружу и вовнутрь относительно опорной ноги)
Попробовала.И эти и другие. Ну,там,спиральный,спот,обычный со скручиванием корпуса с выходом в кукарачу,с выходом в свободную 2ю.Неплохо сочетается с желанием сохранить эластичную собранность корпуса.
Пируэты и шене не совсем подходят для того "сбора" который чувствую мне нужен.Потому что делаются "шкафчиком".Подходит всё,где корпус скручивается перед следующим шагом.А ещё обычные шаги вперёд.Особенно если резко менять направления.

Анонимный комментирует...

"Кста, может у тебя просто много тонуса в бёдрах? Пробовала упражнения на их расслабление?"

Да,у преподавателя из Голландии мы бедра расслабляли),ну и танец живота.Напиши,Антон,свои варианты этих упражнений,буду признательна.И также то ,как определяешь степень лишнего тонуса в бёдрах.

AHTOLLIKA комментирует...

Такие штуки уже едва поддаются вербализации. Тут смотреть надо.

Анонимный комментирует...

Самая лучшая вещь для сбора центров и выстраивания корпуса - это классическая хореография. Ролеве, прыжочки (эшапе, шанжма-де-пье). Потом ролеве из 4, 2, 5 позиции, нога на пассе и стоять. И шане, шане, шане...

FIJI

Анонимный комментирует...

Классическая хореография - основа танца. Когда занимаешься бальными,добавляются некоторые ..мм нюансы.Вот и развлекаешься-ищешь инд.для себя что-нибудь ситуативно,анализируешь личные ощущения,устраняешь "затыки". Ищешь "новые идеи и мысли, оставив обсуждение старых и известных школам танцев".
Анастасия.

AHTOLLIKA комментирует...

>>Классическая хореография - основа танца.
И как же миллионы людей тогда танцуют без неё?

Анонимный комментирует...

Антошка,меня так научили.А как танцуют миллионы я не в курсе.
Анастасия.

Анонимный комментирует...

Хореография основа красивой европейской гимнастики. Которую называют танцем. Основной прикол в том, что эта система убивает в людях любовь к танцам, заменяя ее спортивными лозунгами.

А миллионы танцуют то, что у них сейчас на сердце. Криво, но танцуют.

AHTOLLIKA комментирует...

Но, к счастью, не у всех из них хватает самоуверенности, чтобы не замечать этой кривизны. И эти люди рано или поздно приходят к классике или её заменителю.
Даже Чумка пригласил в ШВК вести занятия артиста балета. То, что он подписал эти занятия в расписании загадочным словом "джаз-модерн", никак не меняет сути.

Анонимный комментирует...

Хочу сказать про это вот:
"...система убивает в людях любовь к танцам".
Вы путаете систему и пед.подход.Любые танцевальные системы придуманы умными людьми для того,чтобы "всё получилось" быстрее и меньшей кровью.Хотя зачастую у балетных проявляется жёсткий подход (удовольствие - на последнем месте).
Всё зависит от педагога.Лично я против садистских практик.Для меня важнее,чтобы педагог
1.не мешал
и только
2.помогал."
Не всякий пед.может увидеть индивидуальное-неповторимое в ученике и помочь ему развиваться.В Минске хватает всяких "учителей". Понимаю почему бывает,что ученик не может оценить какой-либо стиль танца или систему по достоинству.Это из-за преподов,а не из-за систем.
Анастасия.

AHTOLLIKA комментирует...

Любопытно то, как в твоих взглядах сочетаются:
>>танцевальные системы придуманы умными людьми для того,чтобы "всё получилось"

с

>>Это из-за преподов,а не из-за систем.

Тебе не кажется, что ты просто "нашла стрелочника"? Обвинить преподов и закрыть вопрос легко. Но разве преподающие люди не подобны изобретателям систем? Они ведь тоже хотят, чтобы всё получилось. И, за известным исключением, стараются этого добиться.

Тебе не кажется, что в данном случае имеет место просто такое рассуждение: у человека нет ни сил, ни средств, ни времени на занятия, и, чтобы в этом себе и другим не признаваться, в качестве психологической самозащиты, человек всё валит на систему, которая де убивает танец?.. И это удобно: заменить тяжелый многолетний труд на простое умозаключение: мол танцуют не из сердца.

Анонимный комментирует...

Вы забываете цели, ради которых они трудятся... В большинстве своем, сделать движение лучше своего соперника или победить его технику своей, забывая о танце.
Простой вопрос, какое главное отличие танца от исполнения произвольной программы гимнастами под музыку.

Насчет педагогов согласен.

Анонимный комментирует...

Да,преподающие люди подобны изобретателям систем.Согласна,что чаще всего встречается "неуспех" ленивого танцора.

Анонимный комментирует...

В слово "хореография" люди часто всовывают различные смыслы,так же как и в слова :пластика,женский стиль,мужской стиль...
Анастасия.