Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

четверг, декабря 23, 2010

Аспекты импровизации

Сегодня довольно неожиданно для себя стал зрителем нескольких очень интересных импровизаций. Народ танцевал как сольно, так и по парам, и по нескольку под очень разную музыку, а также даже просто под шум. Из увиденного получилось сделать несколько важных замечаний и выводов.

Основа проблемы
Главная сложность качественной импровизации - перегрузка мозга. Когда одновременно наваливаются и руки, и ноги, и музыка, и границы площадки, и глаза людей за этой площадкой, и другие люди рядом, и необходимость просчитать хореографию хотя бы на несколько шагов вперёд..., голова оказывается просто не в состоянии это переварить. Есть танцоры, которые не беспокоятся о излишнем обдумывании во время импровизации, а движутся на мышечной памяти и рефлексах. Это, конечно, просто, но, к сожалению, это сразу же видно и это совсем не интересно. Поэтому важно понимать, на что направлять мыслительные ресурсы и как же именно можно разгружать мозг от остального с минимальным ущербом танцу.

Линии
Было замечено следующее: для того, чтобы удерживать линии в теле можно не концентрироватся на самих линиях, а "закреплять" их ключевые точки. Мы знаем выражения "растянуться от точки" или "собраться к точке". А тут просто используется несколько точек сразу. Последнее позволяет сделать, например, сброс большой амплитуды или прыжок с разворотом и с махом, и очень быстро выровнять тело используя ключевые точки. Я сам попробовал сделать несколько фигур с точками - разгрузка мозга просто очевидна! Основное напряжение приходится на момент, когда между фигурами надо сменить старые точки на новые.

Траектории
В тех случаях, когда нет возможности/потребности контролировать траекторию движения руки, ноги или тела целиком, на помощь приходит последовательность контракций и релизов*. Однако, в отличие от "свободного полёта", о котором упоминалось в "основных проблемах", сегодня я увидел управляемые и скомбинированные релизы, когда во время свободного движения в одном направлении начинается еще и движение в другом. Например, комбинация поступательного и вращательного движений. Результат выглядит практически как закатанный неделями на трене элемент. То есть это очень эффективная и крутая техника.
Также она должна разгружать мозг от непрерывного контроля за телом, раз, и хорошо сочетаться с техникой фиксированных точек, описанной выше, два.

Взаимодействие с музыкой
Удивительно, насколько более эффективным является движение не строго в музыку, а движение вместе с музыкой. В оригинальном посте по ссылке я не использовал такую категорию, но на практике она имеет смысл. Чтобы двигаться вместе с музыкой, танцор не старается повторить звук полностью т.е., например, пройти все удары. Вместо этого танцор пытается схватить характер, настроение музыки, и накладывает хореографию именно на них. Для того, чтобы хореография всё-таки держалась на этом "жидком скелете", вновь используются важные точки типа начал/концов мелодий.

Взаимодействие друг с другом
Во взаимодействии (независимо от того, сколько человек участвуют) было замечено три важных момента, которые, впрочем, уже неоднократно всплывали в блоге:
- быть как можно ближе к партнёрам (для максимальной передачи информации при контакте),
- следовать на всех уровнях (и свеху, и по центру, и снизу...) и двигаться во всех принятых направлениях,
- внимательно относиться к технике движения партнёров (не ломать им линий и направлений релизов и т.д.), то есть беречь имеющийся танец и дополнять его совместным движением, а не заменять, скажем, парными элементами.
Последний пункт произвёл на меня особое впечатление тем, как танцоры буквално сплетаются друг с другом, продолжая при этом свой танец. И никаких вам жестких рамок и границ "связка-соло-связка-соло-..."!

Резюме
Все приведённые наблюдения кажутся очевидными, когда видишь танцоров, спокойно выполняющих такие импровизации. Все они основываются на некотором обобщении и взаимодействии друг с друом хорошо известных принципов. К сожалению, однако, эти техники настолько же просты, насколько и мало количество людей, способных осознанно выполнять их. Хотелось бы, наверное, придумать набор упражнений, позволяющий развивать такие навыки, чтобы можно было использовать их в собственном танце.




---------------------------------------------
* для невладеющих терминологией попробую провести грубую аналогию с качелями: в верхних точках качели собирают энергию в себя (контракция), потом используют её для движения (релиз), а потом снова собирают в себя, достигнув противоположной верхней точки.