Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

пятница, апреля 20, 2012

Красота и расстояние

Если говорить, например, о живописи, то для каждой картины существует то расстояние, с которого она лучше всего представлена. При излишнем приближении зритель теряет цельность восприятия, а при излишнем отдалении из виду пропадают детали.
Во многом такая же ситауция имеет место и в танцах. Для каждого танцора мы можем выделить наиболее удачное удаление, с которого танцор и его танец воспринимаются приятнее всего.

На мой взгляд, существует 4 типа таких удалений: дальнее поле, среднее поле, ближнее поле и контактное поле.

Дальнее поле - это дистанция, при просмотре с которой танцор* занимает меньше одной десятой видимого пространства. Такое расположение имеет место на конкурсах, в театрах, на парадах/карнавалах и т.д. В дальнем поле наиболее выигрышно смотрятся танцоры, которые делают ставку на прямые линии, ритм и скорость.
Среднее поле - это дистанция, с которой танцор и танец видны полностью, а зритель, сосредоточившись на танцоре может не замечать остального. При данной дистанции получаются хорошие видеозаписи, сюда могут попасть первые ряды на концертах, частый вариант - выступления в кафе и ресторанах, и некоторые клубные шоу. Наиболее выигрышно на этой дистанции смотрятся техничные танцоры, поскольку контракции, вытяжки, закруглённые линии и динамика с большей дистанции теряются, а с меньшей перестают образовывать картинку.
Ближнее поле - это расстояние, с которого танцор субъективно** не виден целиком. Такая дистанция повсеместно встречается в клубах, на телевидении, и, уж точно, в стрип-барах! :-) В этом случае решает удачный костюм и развитая изоляция движения. Последнее особенно важно, поскольку внимание будет притягиваться к движущимся участкам тела, и хорошо удерживаться, если движение изолировано.
Контактное поле - расстояние, с которого танцору доступны не только зрение, но и другие чувства зрителя, например, осязание или обоняние***. На такой дистанции танцор намного ближе к "священному граалю" - воображению зрителя, чем в предыдущих вариантах. Поэтому в выигрыше находится тот, кто действительно в состоянии воспользоваться дополнительными каналами восприятия, а не просто продолжает танцевать.

Приведённое выше рассуждение само по себе совсем не ново, при этом, однако, оно открывает возможность для целого ряда выводов. Как неоднократно было замечено психологами, образованные люди стремятся быть разносторонними, однако на деле большая часть их действий направлена скорее на подтвеждение взглядов и ценностей выработанных еще в детстве, чем на их доработку. Если проводить параллели с описанной выше системой, то становится понятно, почему если, скажем, бальник (дальнее поле) пробует танцевать стрип (ближнее поле) то зрителем с претензией он будет забракован. Точно так же впрочем, как и, например, клубный танцор, желающий попробовать себя на сцене. Это произойдёт из-за того, что на хореографию (которая может быть вполне уместной!) будет наложена система ценностей, не очень совместимая с нужной дистанцией.

Какие навыки являются в этом контексте наиболее важными для человека, серьёзно занимающегося танцами? Рискну утверждать, что наиболее важными являются навыки танца в среднем поле, поскольку именно эту дистанцию обчно выбирают для просмотра танцев другие танцоры. В этом смысле если танцор хочет развиваться, то после изучения своего стиля ему имеет смысл попробовать танцевать что-то, что смотрится на таком расстоянии. Следующий шаг - это определение собственной оптимальной дистанции просмотра, поскольку подсознательное мнение об этом расстоянии далеко не всегда совпадает с канонами танцевального стиля. Примером могут быть студенты-народники, танцующие го-го в клубах, то есть люди у которых есть внутреннее стремление быть к зрителю ближе, чем на концертной сцене. И последний этап - это адаптация: способность танцевать свой танец по-разному в зависимости от расстояния до зрителя. Такая адаптация увеличивает не столько выразительность, сколько воспринимаемость танца, однако, согласитесь, кому нужна не воспринимаемая выразительность? ;-)







-----------------------------------------
* имеется в виду весь объём, создаваемый танцором, а не только одна лишь площать его тела.

** то есть он в принципе может покрываться полем зрения, но зритель уже направлен не на него, а на, например, отдельные части тела.

*** мы будем придерживаться пока взглядов, при которых танцор не может воздействавать на слух. Ситуации, когда это возможно, в целом ясны, но, наверное, выходят за рамки "только танца"