Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

суббота, февраля 05, 2011

Компромиссные ОФП и СФП.

Последние обсуждения с участием диджея Механизатора, где он высказывался о том, что танцам хорошо бы не требовать солидной физической подготовки, навели меня на размышления о том, какие аспекты физподготовки в принципе нужны, и какие вообще доступны взрослому танцору, не имеющему серьёзного спортивного прошлого, а также возможности дневать и ночевать в тренировочном зале.

Специалисты часто делят физподготовку на общую (ОФП) и специальную (СФП). При этом первая предполагает развитие физических качеств в тела в целом, а вторая - в тех деталях, которые предполагается потом использовать. Попробуем разобраться в этой кухне.

ОФП
Многим нравится, когда танец выглядит простым и естественным действием, а не борьбой танцора с собственным телом. Из этого следует, что общая физподготовка должна существенно превосходить требования выбранной хореографии и музыки. Это в свою очередь приводит к двум альтернативам: упрощению танца до доступного уровня или развитие своих возможностей до потребностей танца.

Довольно регулярно приходится слышать от взрослых танцорок (немного реже - и от танцоров), что танцы - это хороший фитнес. Мне трудно согласиться с этим мнением. Дело в том, что на танцах обычно учат танцам. Развитие же ОФП при этом идёт медленнее, чем при применении целенаправленных упражнений. Последние же в большинстве случаев можно делать и самостоятельно дома, или, при наличии средств, записаться на специальную программу в зал. Говорят, также помогают игровые виды спорта, но они также требуют и дополнительных затрат сил и времени, никак не связанных с тренировкой*.

Теперь перейдём к вещам специальным.

Вытяжки и растяжки
Вытяжки - то есть способность тянуться к точкам и положениям часто оказываются актуальнее растяжки, как таковой. Вытяжки помогают сдалать танец связанным и прочувствовать взаимодействие частей внутри тела.

Упражнения на вытяжки, на мой вкус, хорошо сочетаются с упражнениями на координацию и работой с зеркалом. Ведь во время упражнений на координацию мозг сильно загружен и движения часто получаются зажатыми и короткими. Если следить за вытяжками в это время, то они понемногу закрепляются и потом делаются автоматически.
Например, известное упражнение "регулировщик"**, будучи дополненным удлиннением рук от плеч, ощущается совсем по-другому.

Вопросы по растяжке появляются, когда не получается вытянуться до желаемого места и положения. После этого оказывается, что растяжка - это не только и не столько шпагат, сколько способность скручиваться, складываться, наклонять и наклоняться, двигать руками за спиной и т.д. А еще, при правильном применении, растяжка - это прикольно и даже где-то приятно.

Ускорение и скорость
При наблюдении людей, которые танцуют быстро, часто внимание обращается не собственно на скорость, а на контраст между быстрыми движениями и медленными. То есть способность ускоряться может быть более актуальна, чем способность просто быстро двигаться.

Есть два удачных упражнения, которые я использую: "в трубу" и "тонус/сброс". Первое состоит в том, чтобы выучить небольшую схемку и попробовать её выполнить в соответствии с сольной партией трубы. Такие партии часто имеют чередование резких и плавных звуков, что даёт возможность отработать ускорения. Второе упражнение - это резкое выведение руки, ноги или тела в некоторую позицию, с последующим её/его расслаблением.

Усилие и сила
Просто быть сильным, как и просто быть быстрым, или просто сидеть в шпагате - мало, да и не всегда нужно. Зачастую способность контролировать усилие оказывается важнее. Тем не менее, как говорилось в пункте про ОФП, силы должно иметься с запасом.

Что же важно развивать? Кроме обычного физкультурного руки-ноги-пресс, на танцах актуальны мышцы спины, стоп, боковые мышцы живота, поскольку они вовлечены в координацию движения.

Баланс
Последний пункт сегодняшнего разбора - это баланс. В принципе, тело умеет находить баланс самостоятельно, но в танце ему это часто мешают делать. Поэтому баланс важно тренировать. Тут могут помочь как просто упражнения на устойчивость и центровку, так и их выполнение с закрытыми глазами. Последнее приводит к перераспределению информации от органов чувств, что может потом использоваться в танце, когда глаза заняты совсем другим.

Итого
Некоторые физические качества не появляются сами собой. Чтобы их отсутствие не стало границей для танца, их можно тренировать. Из всего спектра возможных физподготовок я стараюсь сосредоточиться на вытяжках, ускорениях, усилиях и балансе, поскольку их влияние на свободу движения очень велико. Важно помнить, что для развития этих способностей лучше использовать специальные упражнения, а не ждать, когда они появятся вследствие танцевальной практики.



--------------------------------
* Напр., сбор команды, поиск места, распитие пива :-)

** То, где две руки делают одну и ту же схему, только одна отстаёт от другой

14 коммент.:

Trafim комментирует...

Насчет развития скорости : а просто быстро повторять какую-нибудь комбинацию, типа ча-ча-ча, не поможет ?

AHTOLLIKA комментирует...

Повторение - оно же "мама", конечно. :-) Если комбинировать повторение с расслаблением, то скорость действительно растёт.

Просто у меня тут несколько другой взгляд: а надо ли именно скорость, или актуальнее ускорение? Естественно, с учётом реальной ограниченности в средствах, времени, силах, способностях. Поскольку без этих граничных условий развивать общую скорость будет, наверное, предпочтительнее.

Анонимный комментирует...

Меня всегда интересовала выносливость.
Антон, а как выносливость тренируешь?
Анастасия.

AHTOLLIKA комментирует...

О какого сорта выносливости идёт речь? О, скажем, трёхминутном выходе или о нескольких танцах подряд?

Анонимный комментирует...

Обо всех.
1. "Как успеть сделать максимально-нужное и не наделать лишнего за 3 мин"
2. "Несколько - подряд"
3. "Вся фестивальная ночь"
Анастасия.

Анонимный комментирует...

А как оттренировать потливость?
Я заметила, что чем выше уровень танцоров, тем менее они потеют.
А некоторых я так вообще потными не видела. Это я про соушл конечно, и не относится к шоу номерам и экстра быстрым композициям.
Но всё же, одеты они часто не по спортивному, в жилеточках и т.д.
А не потеют!
Может они 12 часов не пьют жидкости перед танцами?

AHTOLLIKA комментирует...

Анастасия
Способность двигаться на примерно одинаковом уровне экспрессии в течение одной песни связана скорее не с выносливостью, а со способностью расчитать собственные силы. То же самое относится к случаям, если твой характер дваижения меняется (например полпесни спокойно, и еще полпесни - активно). Способностть расчитать собственные силы на тренировках развивается довольно просто: берёшь эту самую песню, и танцуешь под неё свою хореографию. Если станцевала нормально, пробуешь увеличить интенсивность. Если после увеличения дыхание уже сбивается, то вот это и есть уровень, около которого надо быть осторожным.

Если задача танцевать ровно несколько песен подряд, и ты хочешь тренировать повышение выносливости по этому параметру, то ИМХО логично делать это в двух направлениях:
1) тренировать расслабление, то есть расслаблять зажатые мышцы тогда, когда ими не пользуешься, чтобы они не отнимали силы;
2) тренировать собственно выносливость на время, например, делать десятиминутную пробежку, если ты хочешь быть в состоянии продержаться десять минут. То есть бегать не на скорость/расстояние, а на время. По ходу дела - внимательно следить за дыханием. Скорость постепенно увеличивать.

Если же говорить на тему "как проплясать всю фестивальную ночь", то тут ИМХО больше зависит от фестиваля. Я лично никогда не пытался целенаправленно продержаться всю ночь. Несколько раз это происходило, но обычно я ухожу, когда получаю желаемую порцию удовольствия или убеждаюсь, что она недостижима.
Тем не менее, в обсуждениях с другими танцорами часто имеет место мнение, что способность дотанцевать до утрених троллейбусов связана больше также со способностью распределить силы, а не с выносливостью. То есть важно чередовать танцы с отдыхом, но при этом не пересидеть настолько, чтобы стало хотеться спать, а не танцевать.

AHTOLLIKA комментирует...

Анонимный,
Говоря кратко, ответ "никак". :-)
То, как человек потеет, связано с устройством организма. И если специально не пить перед танцами , то станет только хуже, поскольку упрётесь в обезвоживание организма и проблемы, которые с этим связаны. Например, посадите почки или печень. Так что лучше иметь с собой полотенце, чем потом всю жизнь лечиться.

А по поводу жилеточек, я процитирую небольшую часть своих впечатлений о варшавском фесте в этом году: "В костюмах танцевать жарко, нередко доводится видеть танцоров, взмыленных настолько, что их пиджаки промокают до капель даже сквозь майку и рубашку под ними. Поэтому практичные товарищи берут с собой по два! Да-да! По два костюма, и переподеваются в туалете. Зрелище человека, полностью меняющего майку-рубашку-брюки-пиджак-галстук, очень доставляет."

И такой моментеще, Анонимный. Некоторые спортсмены используют тальк, чтобы задержать пот. Очень рекомендую этим не злоупотреблять, поскольку можно закупорить поры кожи и тоже получить проблемы со здоровьем.

Анонимный комментирует...

"Способность...
...чтобы стало хотеться спать, а не танцевать."
Спасибо, AHTOLLIKA,за такой полный ответ,добавить нечего.

"..расслаблять зажатые мышцы тогда, когда ими не пользуешься, чтобы они не отнимали силы".

Если не секрет, насколько часто эти мышцы - живот?

Анастасия.

Анонимный комментирует...

Вспомнился анекдот про боксёра, и подумалось: интересно было бы прочитать статью на тему "Мышцы, которые вообще не нужны в танце."

)
Анастасия.

Анонимный комментирует...

Когда в вашем танце заметно старание, значит танцуете вы хренова. А выглядеть всё должно легко и непринуждённо. Чтоб окружающие после вашего танца сказали- "Да он же ничего не делал, Потанцевал только немного. Я и сам почти так смогу".
Добиться этого можно только раслабив не не участвующие мышцы.
Профессионализм сразу виден в этом. И с танцпола тогда вы будете уходить не как после разгрузки вагона.
А если этого уровня достигнете, то и потеть не будете. :)

(Все вышесказанное про соушл)

AHTOLLIKA комментирует...

>> выглядеть...
>> окружающие...
>> Профессионализм...
>> про соушл

:-)

AHTOLLIKA комментирует...

Анастасия,
В животе много разной мускулатуры. Если выключить живот полностью, то часть нагрузки перейдёт на мышцы спины и позвоночник (который, кстати, за это "спасибо" не скажет). Кроме того, живот кмк весьма важен для координации движения и ловли ритма.

С другой стороны, пробовать чередовать частичное напряжение и расслабление на животе выглядит логичным, поскольку во многих движениях задействована только часть его мускулатуры (например, только боковые мышцы).

Кстати, ты же танцуешь восточные? Ты наверняка знаешь куда больше упражнений на живот, чем я.

Анонимный комментирует...

Знание , точнее частичное знание иногда приводит к временным отклонениям от намеченной цели. Я однажды повадилась отключать все мышцы живота * , но не на тж, а на самбе-румбе-чачача. Что из этого получилось – свободное очень дыхание и неэстетичный вид. На данный момент, если сравнивать, то работа мышц живота действительно похожа но попеременное напряжение-расслабление частей, иногда волнообразно.

*под впечатлением тж, с одной стороны и Лоуэна, с другой.

Анастасия.