Последние Комментарии (обновляется с задержкой)

Нет - монологу, да - диалогу!


Музыкальные заявки Писательские заявки Танцевальные заявки

Для приватной связи пишите на AHTOLLIKA.blogspot.com(собака)gmail.com

Обсуждение текущего опроса: Формат воскресной сальсатеки

понедельник, февраля 13, 2012

"Дура" - вчера и сегодня

... стилистика исполнения.

Сегодня на вечеринке один из посетителей попросил меня как-то жанрово описать, что есть "сальса дура семидесятых". То есть назвать жанр то я, конечно, могу, но как его описать - внятно и по существу?.. Эта тема для меня довольно часта в разговорах с опытными танцорами и сальсовыми меломанами. Ведь, несмотря на радикально возросшее качество записей на сегодня, на международных фестевалях диджеи продолжают во всю ставить записи сороколетней давности. В Берлине, помнится, даже эквалайзер был отстроен так, что песни последних лет звучали а ля ретро. Попробуем разобраться в причинах.

Тезис 1: Фильтрация временем.
В прошлом веке было много хороших песен. Но и плохих тоже хватало. А откровенного шлака было больше и тех, и других вместе взятых. Однако, со временем шлак был забыт, покрылись пылью и просто слабые песни. И лишь действительно классные записи пережили свою эпоху.

Сейчас тоже есть хорошие песни, но есть и слабые записи, и кучи шлака. Однако при этом они все актуальны! Поэтому, по сравнению с сегодняшней картиной, "козырные карты" семидесятых, отобранные временем, конечно звучат выразительнее. И непосвященный слушатель на это ведётся: "Вот ведь играли раньше - не то, что сейчас..." В связи с этим мой антитезис таков: исключая многие детали, конечный результат определяет не год записи, но мастерство музыкантов и количество души, которое они вкладывают в свои песни.

В качестве примеров я приведу записи одних и тех же песен, сделанных в разное время:
1) Si Los Rumberos Me Llaman в версии Louie Cruz (1974) и в версии Chico Alvarez (ориг. 1981, ремастеринг 2007),
2) El Yerbero Del Barrio в версии Roberto Y Su Nuevo Montuno (1976) и в версии Orquesta Borinquen (2007),
3) Que Dichosos Es в версии Los Jimaguas (1973) и в варианте Octavio Figueroa & Willy Cadenas (2010).
Казалось бы, преимущество должно быть на стороне 70-ых, поскольку и песни известные (фильтрация временем) и оппоненты из сегодняшних - не самые звёздные. Тем не менее, не знаю как на вкус читателей, но на мой вкус, в данной тройке все симпатии забирают группы 21-го века.

Тезис 2: Краткость - сестра...
Я обратил внимание, что хорошие сальсовые песни редко длинные. Важнее "метража" оказываются количество мысли в тексте, чувства в исполнении и мастерства в записи. А мысли упомянутые - мало оригинальны и укладываются в несколько строк куплетов и несколько минут звучания.

Дальнейшее логично: небогатые латино-группы* 70-ых не имели возможностей для долгих рекорд-сессий, дорогих звукооператоров и продюсеров. Поэтому их песни короче. А чтобы сделать песню короче, её нужно отточить и вычистить от лишнего. И после этого песня преобретает некоторую лаконичность и завершенность, которые являются важной частью красоты.

Современные группы не знают многих проблем с записью из прошлого. В частности, это можно видеть из приведённых выше примеров. Но всегда ли это идёт на пользу?

4) Increible в исполнении Felix Del Rosario (1978) и вариант от The Latin Giants of Jazz (2009). У "Гигантов" - опытнейшие музыканты оркестра Пуэнте, улётный Фрэнки Васкез у микрофона и лучшее современное оборудование в студии. Выражаясь спортивным языком, это дрим-тим современного мамбо - круче просто некуда. И запись их такая же - круче просто некуда. А у Феликса - чистое чувство в куплете, планомерное развитие музыкальной темы в течение композиции и пронзительное соло в кульминации. Внимательный танцор скорее предпочтёт именно это, несмотря на то, что у "Гигантов" - явно круче.

5) La Soledad в исполнении Измаэля Риверы (1968) и Джимми Боша (1998): это просто продолжнение темы предыдущего примера. Запись оркестра Джимми - технически существенно более качественная. А песню Изамэля играют и поют уже 44 года. Проживёт ли столько версия Боша - это вопрос.

Тезис 3: Не для коммерции!
Сегодня есть такое явление как "коммерческая музыка". А вот группы 70-ых вряд ли ставили себе целью продать побольше грампластинок. Поэтому многие молодые группы сейчас играют для целевой аудитории, описанной продюсером. А группы 70-ых играли для целевой аудитории, созданной ими самими. В результате группы прошлого ориентировались свои музыкальные идеалы, а современные коммерческие группы - на идеалы их потребителей. И результат закономерен, ведь потребители в подавляющем большинстве банально музыкально необразованны.

5) La Toalla в исполнении маэстро Тито Родригеса (1964). Если смотреть на эту песню с позиций рациональных, то получается, что она (а) быстровата, (б) слишком "ломается", (в) коротковата и (г) "виниловый" звук - на любителя. Продюсер и музыканты группы La Kshamba (2009) учли и исправили в своей версии. Получилось ли у них хорошо? Несомненно да! Буду я слушать их песню? Извините, нет. И если, принимая во внимание (а), (б), (в) и (г), я не решусь завести оригинал в клубе, то, может, я и поставлю версию Кшамбы - ведь это хорошая коммерческая дорожка т.е. как раз для клуба, для масс. Однако более вероятно выбор падёт всё же на что-то типа варианта Rafael Labasta (1972).

Почему так? Потому, что сальсовые диджеи в принципе стараются ориентироваться на более опытных танцоров. А последние на коммерческий продукт - не очень то ведутся.

Итого
Понятное дело, что примеров 6, чтобы счёт был 3-3, и победил дружба. :-) В нашем воскресном формате и сальса-дура 60-70-ых, и современная "дура" прописаны на постоянной основе и звучат в близких пропорциях. Кого-то привлекает оригинальность и эмоциональность старого звука, кого-то творческий поиск в современных дорожках, а кого-то - сбалансированность коммерческих записей. Танцор-меломан будет всё также пробовать вникать в особенности песни, а танцор из общей массы - будет всё также "наворачиватьсвязки". Однако же тем, кто хотел бы перейти из второй упомянутой категории в первую, наверное имеет смысл внимательно разбираться в музыке, а не просто следовать тенденциям типа: "Вот ведь играли раньше - не то, что сейчас..." - или "Старые записи - глухие и сиплые. Даёшь новьё!".



-----------------------------------------

* Раскрученные группы лейбла Fania, конечно, имели возможности записываться сколько душа пожелает. Но кто сейчас помнит те семиминутные соло?..

4 коммент.:

fishenka комментирует...

спасибо, очень интересный анализ

Анонимный комментирует...

Спасибо,прочитал с интересом.
Димитрий

Инна комментирует...

Спасибо, очень интересно !

Лена комментирует...

Очень интересная статья!
Обожаю танцевать !